Гётц Хиллиг 2003 об А.С. Макаренко.От: Зиновий Тененбойм (ZT), СПб. Ноябрь 2011.
Известные мне опыты исторического прошлого, которые в той или иной степени можно идентифицировать как школьные минитехнопарки и детско-взрослые образовательные производства (аграрные и промышленные). + Некоторые идеи.
http://zt1.narod.ru/doc/portaly-shkoly-hozyaistva.doc.

В двух журналах много-много от реальных практиков интернатного воспитания за 100 лет : http://zt1.narod.ru/winrar/internatnoe-za-100-let.zip.

http://zt1.narod.ru/doc/mak-izd-ved-mira.doc (Издания и исследования по А.С. Макаренко в Германии и в других странах мира за десятки лет)

ZT. Помимо примерно трёхсот файлов на http://zt1.narod.ru/ у меня есть и их как бы дайджест (ЖЖ) http://zt1.narod.ru/zt-LJ.htm. Будет "освежаться". С сентября 2009-го стал сюда добавлять и
нечто важно-насыщенное
Не
из (не из) http://ztnen.livejournal.com

Мой былой ЖЖ ztnen заморожен (удален). 01.02.2012 создал новый ЖЖ-аккаунт : http://ztmak.livejournal.com Об А.С. Макаренко и близкому к этой теме .. Будет пополняться.

13.08.2008 Alex http://makarenkoas.blogspot.com/ Макаренко Антон Семенович Собрание сочинений в 8 томах / ZT. Здорово! Ура, ура! Но не понятно, кто Alex, кто сделал, кого благодарить .. Правда, плохо вычитано.

ZT. В свое время мой приемный сын Леонид Александрович Федоров набрал на компе все 8 тт. АСМ (без стр. примечаний и т.п., только сами тексты А.С.М.), и они уже более 10-ти лет висят в интернете. Что-то там время от времени уточнял по Гётцу Хиллигу, что-то переносил в htm-файлы моего сайта http://zt1.narod.ru. Вот: http://zt1.narod.ru/winrar/8-mak-tt.rar , примерно, 3 с половиной мегабайта. Это - А.С. Макаренко, восьмитомник, тт. 1-8, М. 1983-1986.
Внутри указанного архива есть набранное (и вычитанное) в WORD 2003:
часть тома 1 (М.1983) стр.1-116 - ASM-t1-s-1-116.doc,
весь том 4 (М.1984) - ASM-t-4.doc,
весь том 7 (М.1986) - ASM-t-7.doc.
Всё остальное плохо вычитано, и, главное, в DOS-кодировке, а значит эту (большую) часть состава текстов А.С.М. в виндовских смотрелках и редакторах сходу не прочтёте, но возможна перекодировка через WORDPAD: 06-янв-2009 переделал названия DOS-файлов, теперь все они *.txt, значит при загрузке в WordPad в Типе файлов надо задать: Текстовые документы MS-DOS [*.txt].

http://zt1.narod.ru/doc/tt-AS-Makarenko-Marburg-skanir.doc.
отсылочный файл по
АНТОН МАКАРЕНКО
Собрание сочинений
Марбургское издание, сканированные тома.

Важное для потенциальных практиков интернатных учреждений: http://zt1.narod.ru/metodika.htm.
Обязательно посмотрите и http://zt1.narod.ru/doc/prorabotka-natur.doc : Учение о педагогике проработки натур.


Гётц Хиллиг (HILLIG Goetz). - Проект по созданию полного собрания сочинений А.С. Макаренко на профессиональном компакт-диске http://zt1.narod.ru/hillig-3.htm.

На любом поприще и в любой профессии никуда не годен работник, если он без царя в голове.На данное время в педагогике и в любой социальной сфере никуда не годен работник и/или литератор, если он без А.С. Макаренко в голове, см. прежде всего http://ztnen.livejournal.com.

Мой былой ЖЖ ztnen заморожен (удален). 01.02.2012 создал новый ЖЖ-аккаунт : http://ztmak.livejournal.com Об А.С. Макаренко и близкому к этой теме .. Будет пополняться.

--

Mail Z.T. 05.10.06

Дорогой Зиновий!

Для публикации на Вашем сайте я посылаю Вам сегодня мой материал

Новости о Макаренко:
печальные выдумки сумского профессора

Конечно, я жду Вашего мнения об этом тексте, но настойчиво прошу самостоятельно ничего не изменять, а также не дополнять.

ZT. Дорогой Гётц, присланную Вами статью “Печальные выдумки сумского профессора” я поместил на моем сайте : http://zt1.narod.ru/vydumki.htm.

--

Важно- всё- предваряющий файл http://zt1.narod.ru/5-punktv.htm - ZT-разбор пяти главных настояний А.С. Макаренко.

[ "ПостМетодика", КООРДИНАТЫ РЕДАКЦИИ: 36029, Полтава, вул. Жовтнева, 64 Тел. (05322) 7-26-08; тел./факс: 50-80-85, e-mail: redpm@pei.poltava.ua ].

"ПостМетодика", Полтава, 2003 № 2(48), с.4-26. Гётц Хиллиг. КОЛОНИЯ им. М. ГОРЬКОГО - ЛАБОРАТОРИЯ И СЦЕНА МАКАРЕНКО-ВОСПИТАТЕЛЯ.

ZT. Да, Гётц Хиллиг имел право означить колонию им. Горького _сценой_ для Макаренко, но с не меньшим же, на мой взгляд, правом Хиллиг мог бы поименовать указанную колонию Макаренко как Лабораторию- полигон- плацдарм по реализации ДЕКЛАРАЦИИ НАРОДНОГО КОМИССАРИАТА ПРОСВЕЩЕНИЯ УССР О СОЦИАЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ (1920 г.) Гр. Фед. Гринько.

1. Полтава, весна 1920 г.

2. Из биографии “завкола”.

3. “Бесславное начало” трудовой колонии.

4. Принцип “сожженной биографии”.

5. Максим Горький - шеф колонии.

6. Принципы коллективного воспитания.

7. “Логика хозяйствования”.

8. “Командирская педагогика”.

9. “Чистка” наследия классика.

10. Воспитательные меры и их взаимосвязь.

11. Театрализованные ритуалы в жизни колонии.

12. Педагогическое познание и художественное изображение.

13. “Педагогический канат”: падения и взлёты

“Это не больше, как рассказ путешественника об удивительной стране, пребывание в которой ему хотелось запечатлеть. Колония имени Горького кажется мне такой удивительной страной, нравы и обычаи которой и интересно и полезно было бы записать”.1

1 Остроменцкая Н. Навстречу жизни. Колония имени. Горького // Народный учитель (М.). 1928. - № 1-2. С .42-77 (ссылки на: Остроменцкая) (здесь с.42).

Так начинался очерк, напечатанный в Москве в 1928 году. Его автор - педагог и журналистка, в течение трех месяцев работавшая воспитательницей в Куряжской колонии под руководством А.С. Макаренко.

Перед тем, как вместе пройтись по этой “удивительной стране”, я хотел бы попытаться хоть немного настроить читателей на место и время событий. Итак - город Полтава, год первый украинско-советского летосчисления.

1. Полтава, весна 1920 г.

По обычному календарю этот год значился как 1920-й. Местная газета “Радянська влада” (Власть Советов) 2 апреля сообщила о судебном деле против председателей педагогических советов и заведующих учебными заведениями г. Полтавы. Речь шла о 32-х поименно названных лицах, обвиненных в нарушении декрета Народного ко-

--

“ПостМетодика”, 2003,2, с.5

миссариата труда УССР о переносе праздничных дней. Конкретно же дело заключалось в том, что в этих школах на масленицу не было занятий.

Масленица (масленая или сырная неделя) - первоначально языческий, позже перенятый христианской церковью славянский праздник проводов зимы, который отмечался перед Великим постом. Согласно “Словарю современного русского литературного языка”, масленица “связана с обычаем печь блины и устраивать различные увеселения”2

2 Словарь современного русского литературного языка. Т.6. - Л.-М., 1957. - Столб.661.
,

куда входит и распитие спиртных напитков, не упомянутое однако в этой авторитетной советской энциклопедии.

“Празднование масляной недели” - цитировалось в газете из обвинительного акта - “есть остатки языческих верований. Это праздник разгула, а учительство г. Полтавы, закоренелое в старых традициях, самовольно отпустило учащихся праздновать масленую”, то есть освободило от школьных занятий. При этом представитель обвинения указывал также и на то обстоятельство, что “несмотря на дружественное отношение Советской власти к учительству, оно до сих пор не идет ей навстречу”. Далее в обвинении говорится о “полных гнева и протеста против Советской власти резолюциях, принимаемых на заседаниях Союза учителей”. К тому же “во время деникинщины учительство отчисляло известную сумму для добрармии”3.

3 В Революционном Трибунале // Радянська влада (Полтава). - 1920. - № 76. - 02.04. - С. 1-2.

При этом не следует забывать, что большевики и другие левые партии “окончательно” закрепились у руля политической власти на Украине лишь в конце 1919 г. - начале 1920 г. Вообще, недоверие к ней педагогов (особенно бывших учителей гимназий) по “Стране Советов” в целом сохранялось гораздо дольше. Соответственно ограниченным было и число членов партийной и комсомольской организаций среди учителей. Симптоматичным для этой ситуации являлось и то обстоятельство, что всеобщие конференции учителей стали созываться сравнительно позже. Так, замнаркома просвещения РСФСР М.М. Покровский в канун первого всесоюзного съезда (в январе 1925 г.) писал: “Пять лет назад такой съезд рисковал бы обратиться в антисоветскую манифестацию, еще два года тому назад, когда о нем уже заходила речь, он был бы рискованной авантюрой”4.

4 Покровский М К учительскому съезду // На путях к новой школе (М.). - 1925. -№ 1 - С.4-9 (здесь - с.9).

По полтавскому делу “о масленице” так называемым Революционным трибуналом (органом правосудия “для защиты революции и ее завоеваний”, существовавшим в первые годы Советской власти) был вынесен приговор о заключении каждого из обвиняемых в концентрационный лагерь на две недели. Для того, чтобы не допустить нового срыва занятий, трибунал назначил заключенным отбывать наказание во время летних каникул, а до отбытия наказания определил мерой пресечения подписку о невыезде из г. Полтавы.

Концлагеря для кратковременного интернирования инакомыслящих как форма изоляции возникли в 1919 году в Советской России и в 1920-м - на Украине, по примеру испанцев (Кубинская революция, 1895) и британцев (Бурская война, 1901). Губернский город Полтава с 70000-тысячным населением в то время тоже имел свой концлагерь; его разместили в здании учительской семинарии, учебном заведении для подготовки педагогов начальных училищ (руководитель Г.Г. Ващенко), которое по этой причине перевели за город5.

5 См.: Бенами. В Концентрационном лагере // Bicти / Известия (Полтава). - 1920. - № 107.- 09.10.- С.2; Hillig G. Verblabte Gesichter, vergessene Menschen... 28 Portrats von „Freunden” und „Feinden” A.S. Makarenkos (Поплекшие лица, забытые люди... 28 портретов “друзей” и “врагов” А.С. Макаренко). Bremen, 1999 (ссылки на: Hillig). - С. 122.

Учителя полтавских гимназий были одними из первых заключенных нового концлагеря.

Минимальный срок заключения в данном учреждении, зародыше появившегося позже Гулага, вскоре был увеличен до трех лет на всей территории СССР (высший срок в 1926 г. - 10, а в 1937 г. - 25 лет). После создания концлагерей в гитлеровской Германии, советские учреждения уже с 1 августа 1933 г., очевидно в целях разграничения понятий большевистских принудительных работ и фашистских, переименовали в Исправительно-трудовые лагеря (ИТЛ).

--

“ПостМетодика”, 2003,2, с.6

Все это относится не только к положению учителей, но и всей интеллигенции при Советской власти. Однако, какое это имеет отношение к цели нашей экскурсии - колонии им. М. Горького и к возглавлявшему ее А.С. Макаренко?

Когда рассматривалось вышеупомянутое судебное дело, нашей “удивительной страны” еще не существовало и в помине, а сам Макаренко - “до тех пор, пока педагогический гений в нем не проснулся” (В. Зюнкель)6

6 Sunkel W. Im Blick auf Erziebung. Reden und Aufsatze. Bad Heilbrunn, 1994 (ссылки на: Sunkel). - С.235.

- руководил тогда городским начальным училищем в Полтаве. Назначили его на эту должность при “белых” в сентябре 1919 г.7

7 Заведующий в школе имени Куракина // Голос Юга (Полтава). - 1919. - № 27. -07.(20.)09. - С.4.

Будучи ответственным педагогом, он оставался на своем посту и тогда, когда в декабре того же года власть в городе, а позже и на всей Украине, перешла в руки “красных”. В уже цитированном газетном материале по поводу дела “о масленице” имя Макаренко среди обвиняемых и осужденных не упоминалось. Это могло быть связано с тем, что его подопечные по возрасту не относились к разговлявшимся гимназистам, или же с тем, что он как руководитель русскоязычного начального училища дистанцировался от тех своих коллег, преподававших в украинских гимназиях, которые после крушения царизма и падения “великорусского ига” находились в состоянии национальной эйфории.

Воздержание Макаренко от масленицы, спустя три месяца после того, как город был занят войсками Красной армии, могло иметь и совершенно иную причину. К этому времени он, о чем ранее известно не было, решил войти в органы новой власти, что, разумеется, означало также принятие ее декретов и законов. Во всяком случае, 7 марта 1920 г., за три недели до процесса против его коллег, “Макаренко (беспартийный)” был избран членом первого состава Городского совета солдатских и рабочих депутатов. Как кандидат Союза учителей он получил мандат одного из четырех его представителей. По количеству голосов Макаренко занял среди просвещенцев третье место (после меньшевика и еще одного “беспартийного”). Об этом также информировала читателей газета “Радянська влада”8.

8 Выборы в Совет Солдатских и Рабочих депутатов // Радянська влада. - 1920. - № 57. - 09.03. - C.1; см. также: № 52.- 03.03.- C.1.

Сам Макаренко позже никогда - ни в автобиографиях, ни в анкетах - не упоминал своего участия в становлении органов новой власти, утаив, тем самым, это событие от советского макаренковедения, которое, в основном, придерживалось информации, лично указанной классиком педагогики в различных автобиографических документах. Факт его членства в Полтавском горсовете уже с 1920 года мне удалось обнаружить в результате систематического просмотра полтавской прессы того времени.

То обстоятельство, что педагог-писатель умалчивал о причастности к первому и второму составу тогда еще многопартийного горсовета, можно объяснить, собственно говоря, тем, что губернский город считался тогда зоной влияния меньшевиков, к которым Макаренко был ближе по своим убеждениям, чем к большевикам. Многих из меньшевиков арестовали еще летом и осенью 1920 г., а их лидеры весной 1921 г. были вынуждены эмигрировать. До настоящего времени известен всего лишь один документ, в котором Макаренко упоминает о своем членстве в Полтавском горсовете, но примечательно, что он датируется 1923 годом. Это - подробная анкета, заполненная им в связи с началом работы в отделе трудколоний НКВД УССР (1935 г.)9.

9 Архив МВД Украины, 40-16315-IV, л.5.

Однако из сохранившихся документов по перевыборам в горсовет, а также из газетных сообщений безо всяких сомнений следует, что уже с ноября 1921 г. “завкол” не являлся членом этого органа и также не выдвигался по мандату учительского союза10.

10 См.: ГАПО, 1792-2-13, лл.132, 135, 135 об.; 1792-2-14, л. 13.

Впрочем, в результате перевыборов произошла “большевизация” горсовета: доля беспартийных просвещенцев уменьшилась с 75% (весной 1920 г.) до 11% (осень 1921 г.), а коммунистов - увеличилась с 0% до 89%11.

11 См.: Кто избран в Горсовет // Вicти - Известия (Полтава). - 1921. - № 257. - 25.11.- С.1.

Страх, что о его работе в “меньшевистском” Полтавском горсовете станет известно, мог быть причиной усилий Макаренко по “маскировке” (В.В. Кумарин)12

12 В.В. Кумарин в беседах с автором и В. Зюнкелем (1988 г.).

или сооружению “большевистского

--

“ПостМетодика”, 2003,2, с.7

фасада” (В. Зюнкель)13

13 Sunkel. - C2I2.
,

о чем свидетельствуют некоторые публичные высказывания педагога-писателя, сделанные в конце 30-х годов. Так, непосредственно во время первого Московского процесса (1936 г.) и предвыборной кампании кандидатов в Верховный Совет СССР (1937 г.) в прессе появились панегирики Макаренко в адрес партии и Сталина, а в 1939 году (незадолго до своей скоропостижной смерти) он даже прилагал усилия для вступления в ВКП(б) - однако при жизни процедуру приема ему не удалось завершить. Совершенно очевидно, что здесь дело заключалось в мерах, предпринимаемых в целях самозащиты от возможного доносительства и ареста в то тяжелое время.

2. Из биографии “завкола”

В конце 1919/20 учебного года 32-летний Макаренко распрощался с работой в школе: после годичной подготовки на “народного учителя”, 9 лет преподавания в железнодорожных училищах, 3-х лет учебы в Полтавском учительском институте и 3-х лет деятельности в должности руководителя школы. “Поворот к другой, а именно - социально-педагогической сфере воспитания” (В. Зюнкель)14

14 Sunkel - С.181.
,

стал возможным благодаря непродолжительным административным “гастролям” в губисполкоме. Летом 1920 г. Макаренко несколько недель работал в наробразе, где в его подчинении находилась секция детских колоний15.

15 См.: Hillig.- С 100.

Вполне логическим продолжением этой деятельности оказалось то, что педагог в сентябре того же года взял на себя обязанности по строительству и руководству учреждения по перевоспитанию подростков, которое позже он назвал трудовой колонией им. М. Горького.

Эта колония как собственный “экспериментальный базис” Макаренко и (с 1923 г.) опытно-показательное учреждение, непосредственно подчинявшееся Наркомпросу УССР, весной 1926 г. была переведена из Полтавы в Куряж под Харьков - в то время столицу республики. Это позволило укрупнить колонию и в то же время “педагогически оздоровить” (Х. Гизеке)16

16 Giesecke H. Erziehung als soziaies Phanomen. Makarenkos Kinder- und Jugendkolonien // Neue Sammlung. - 1996. - №2.- С. 303-323 (ссылки на: Giesecke) (здесь - с.318).

находившуюся там детскую коммуну. На решающем совместном заседании президиумов Харьковского окрисполкома и горсовета по поводу перевода колонии им. М. Горького в Куряж (23 апреля того же года) одна из выступавших, поддержавшая этот проект, указала на то, что тем самым открывается возможность окончательно решить проблему детской преступности в столице, так как “правонарушителей, которые находятся на территории г. Харькова”, можно будет помещать в Куряже. Кроме того, перевод опытно-показательного учреждения позволит студентам столичных пединститутов получить приемлемые для прохождения практики места. Те же, кто проходил практику в разрушенной Куряжской детской коммуне, не могли (так там аргументировалось) ничему в ней научиться. “И теперь мы наблюдаем паломничества целых групп (студентов. - Г.Х.) в колонию им. Горького, и эти паломничества стоят, конечно, много денег...”. Поэтому было бы целесообразно перевести данное учреждение из Полтавы в округ столицы17.

17 См.: Hillig. - С 100.

Харьковской колонией им. М. Горького в Куряже Макаренко руководил до лета 1928 г.

Макаренко в колонии им. М. Горького работал необычно долго, по сравнению с чрезвычайно непродолжительной деятельностью других известных педагогов в среде сирот военного и революционного времени - таких как, например, Песталоцци в Станце (1799 г.) или Зигфрида Бернфельда в венском детдоме “Баумгартен” (1919 г.). Оглядываясь назад в 1935 году, он сам себя назвал одним из очень редких руководителей советских детдомов, кто “восемь лет просидел на беспризорной капусте”, в то время как большинство коллег - если они не сдались гораздо раньше из-за трудностей, причиненных властями - “предпочитало своевременно окуклиться

--

“ПостМетодика”, 2003,2, с.8

и выйти из кокона нарядной бабочкой в образе инспектора наробраза или аспиранта педагогических наук”18.

18 Макаренко А. Собрание сочинений. Марбургское издание (ссылки, на: СС). Т.З. - Штуттгарт.. - 1982. - С. 198.

Харьковский окрнаробраз, которому подчинялась колония им. М. Горького в Куряже, краткосрочно (с июля 1927 до февраля 1928 гг.) передал Макаренко также и управление всеми подотчетными ему интернатными учреждениями для детей и юношества. Наряду с этими обязанностями уже осенью 1927 г. его “заполучило” ГПУ УССР для создания и руководства Харьковской коммуной им. Ф.Э. Дзержинского, новым учреждением для беспризорников, куда позже принимали также “трудных” детей из “трудных” семей, принадлежавших “номенклатуре”.

От его работы в Полтавской колонии им. М. Горького в 1920 году эта новая деятельность отличалась тем, что Макаренко в экономическом, социальном и педагогическом отношении здесь уже не должен был исходить из прежней “нулевой ситуации” (Х. Гизеке)19.

19 Giesecke. - С. 303, 309.

В его распоряжение чекисты предоставили специально сооруженное для этой цели здание, куда Макаренко перевел основной костяк воспитателей и воспитанников из Куряжа. Кроме того, он перенес в “Дзержинку” наработанные им концепции воспитания. Начавшееся сначала в коммуне участие питомцев в работе мастерских способствовало, без сомнения, осознанию Макаренко педагогической обоснованности продуктивного и созидательного труда, базирующегося на его разделении. Что однако ни в коем случае нельзя сказать об индустриализациии, насаждаемой здесь с 1931 года, и связанного с ней тейлоровской методы выпуска продукции, приносившего миллионные прибыли, несмотря на то, что сам Макаренко в докладах московского периода, вспоминая об этом, выступил за такое насильственное развитие и называл воспитательно важным прежде всего производственный план и связь труда с общественной жизнью.

В ходе ускоренного развития в стране тяжелой промышленности во время первой пятилетки коммуна им. Ф.Э. Дзержинского выросла до целого индустриального комплекса с постоянно- увеличивающимся числом приезжих специалистов и наемных рабочих, в то время как число воспитанников все больше и больше сокращалось. При этом речь шла об инструментальном заводе, где изготовлялись, конечно, без лицензии, электросверлилки американской марки “Блэк & Деккер” (“ФД”), и о заводе, выпускавшем копии немецкого фотоаппарата “Лейка” (“ФЭД”). В связи с этим ГПУ УССР назначило в 1932 году начальника коммуны из своих рядов; Макаренко же вменялось в обязанность впредь лишь руководство касающейся воспитанников педагогической частью. Одновременно он был помощником нередко меняющихся начальников коммуны. С июля 1935 г. педагог работал на тех же должностях (руководителя учебно-воспитательной части и помощника начальника) в отделе трудколоний НКВД УССР в течение полутора лет - но уже в Киеве, новой столице Украины, где ему подчинялись и колония им. М. Горького и коммуна им. Ф.Э. Дзержинского, но лишь в том, что касалось дел воспитанников. Два последних года жизни Макаренко провел как писатель в Москве. Он умер 1 апреля 1939 г. в пригородном поезде на обратном пути из дома отдыха Союза советских писателей в возрасте 51 года от остановки сердца, то есть естественной смертью, а не в результате репрессий, как многие его коллеги.

3. “Бесславное начало” трудовой колонии

Ранний период деятельности Макаренко в колонии им. М. Горького совпал со временем радикальных общественных перемен: мировая война, революция, контрреволюция, иностранная интервенция и не в последнюю очередь гражданская война, которая в отдельных районах продолжалась до 1922 года. В ней ожесточенно сражались не только “красные” и “белые”, но и национальные рево-

--

“ПостМетодика”, 2003,2, с.9

люционные соединения и анархистские партизанские отряды. Все это особенно сильно затронуло Украину и привело к тому, что “люди умирали не только в боях, но также и от погромов и при эвакуациях”20.

20 CC. T.1. - Равенсбург, 1976. - С91.

Кроме того, следует помнить о репрессиях против “капиталистов”, офицеров, духовенства, неудобных для системы представителей интеллигенции, не говоря об эпидемиях и большом голоде (1921-22-гг.). Семьи разрушались, а детская беспризорность приняла, как это позже сформулировал Макаренко в одноименной работе, “масштабы гигантского несчастья”21.

21 Там же. - С.83.

Его оценки исходят из того, что в 1922 году на территории Советских республик было, по меньшей мере, 7 миллионов беспризорных детей, которые бежали от голода и холода, бродили по стране в одиночку и собирались в банды. Преступность среди них достигала устрашающих размеров. И поскольку наказание несовершеннолетних было заменено идеей их воспитания, для преодоления этого социального бедствия стали создавать многочисленные детские дома, колонии и коммуны с широкими полномочиями самоуправления. Одной из них была порученная Макаренко Полтавская колония.

Данное учреждение для перевоспитания несовершеннолетних правонарушителей было организовано за городом на территории бывшей колонии для малолетних преступников. Согласно российскому Уголовному кодексу от 1866 года, такого рода учреждения по принудительному воспитанию чаще всего размещались в сельской местности22.

22 Makarenko-Padagogik in Selbst- und Fremdzeugnissen. Bd.4. Ostromenckaja N. Die Gor`kij-Kolonie. Ein Augenzeugenbericht, Hrsg. v. S.C. Weitz, A.A. Frolov, LR. Spiegel-Weitz. - Fronhausen b. Marburg. - 1996. (ссылка на: Makarenko-Padagogik 4) - C.24.

В середине сентября 1920 г. произошла передача Полтавской колонии из Губюротдела в ведение Губнаробраза и назначение Макаренко ее заведующим.

Первых десять воспитанников в возрасте от 15 до 18 лет “завкол” принял в декабре 1920 г. двумя группами из “коллектора” (детприемника) местной комиссии по делам несовершеннолетних. Большинство из них было направлено в колонию за вооруженные разбойные нападения. Прием первой группы состоялся 4 декабря, то есть сразу же после окончания кампании по выборам второго состава горсовета. Тогда от Полтавского союза учителей Макаренко вновь выдвинули в кандидаты и избрали23.

23 См.: ГАПО, 1792-2-3, лл.29.41 (здесь- л.39 об.); РГААИ (М.), 332-4-351, л.2.

Так как в начале декабря выпало много снега и был сильный мороз, заведующий привез первых пятерых воспитанников (среди них одну девочку) в колонию на санях24.

24 См.: Hayменко Ф.И. Об “этих первых” из “Поэмы”. (К 50-летию опубликования первой части “Педагогической поэмы”) // Учит. газета. - 1983. - №143 - 29.11. - С.4 (ссылки на: Hayменко) (ZT. http://zt1.narod.ru/pp-03-1.htm/#pervye. Федор Иванович Науменко 1901-91. “Учительская газета” 29.11.1983. ОБ “ЭТИХ ПЕРВЫХ” ИЗ “ПОЭМЫ”).

"Педагогическая поэма" А.С. Макаренко, издание 2003 года.
Часть 1-я. http://zt1.narod.ru/pp-03-1.htm
Часть 2-я. http://zt1.narod.ru/pp-03-2.htm
Часть 3-я. http://zt1.narod.ru/pp-03-3.htm

Одного из них (по фамилии Биндюк) уже через три недели за ночную поножовщину с убийством опять забрал агент губрозыска. В предшествующую ночь воспитанник был с разрешения “завкола” на воскресной “прогулке” в городе (22 декабря). Это подтвердили двое других воспитанников из той “первой десятки” (Белковский и Колос), которых в конце 70-х - начале 80-х годов разыскал в Донбассе и в Карелии львовский макаренковед Ф.И. Науменко и, по моей просьбе, смог расспросить о ходе заселения колонии им. М. Горького, - во время “холодной войны” для западных исследователей было практически невозможно переписываться с очевидцами из СССР.

18-летний Константин Белковский попал в колонию вместе с Биндюком прямо из Полтавской тюрьмы, где он уже отсидел два с половиной года за участие в вооруженном разбойном нападении на железнодорожную мастерскую. Сведения об этом воспитаннике мне удалось найти в берлинском журнале “Internationale Pressekorrespondenz” (Обзор международной прессы). Здесь в конце 1932 г. появилось интервью педагога-воспитателя Белковского о своей бурной жизни и перевоспитании у Макаренко. По его словам, он вырос в детском приюте, затем, выброшенный оттуда, до 14-ти лет скитался по улицам сначала в Петербурге, затем в Туркестане, в Сибири и, наконец, в Украине, постоянно передвигаясь по железной дороге (в ящике для инструментов машиниста или на буферах). В Киеве он приобрел “спецподготовку по искусству воровства” у других подростков. В результате за “разбойничий налет” по-

--

“ПостМетодика”, 2003,2, с.10

лучил 1,5 года заключения в тюрьме, а в 1918 году, во время перевозки в детдом, ему удалось сбежать в Полтаву... При Советской власти (с лозунгом “Воспитание вместо наказания”) для него от крылись ворота тюрьмы: “Из заключения нас отвели в коллектор, и там, под руководством Макаренко - “отца беспризорников” - было основано первое учреждение для беспризорных”25.

25 W.: Kleine Geschichten aus zwei Welten / Сб.: Makarenko in Deutschland 1927-1967. Texte und Berichte. Hrsg. v. G. Hillig. Braunschveig, 1967 (ссылки на: Makarenko in Deutschland). - С. 70.

Другим очевидцем, опрошенным Науменко, был Иван Колос, который прибыл в колонию со второй группой 18 декабря 1920 г. Начиналась оттепель, и Макаренко забрал этих воспитанников на линейке. Вначале Колос должен был ехать с ним уже 4 декабря, но после перенесенного тифа он чувствовал себя очень слабо, а кроме того, у него не было теплой одежды26.

26 См.: Науменко.

Как видно из статьи в полтавской газете “Бiльшовик” от 20 октября 1920 г., Колос был замешан в деле четырех бывших милиционеров, которые, “получив на несколько дней отпуск, не явились по окончании отпуска и присоединились к шайке бандитов”, при этом обстреляли красноармейцев. Двое старших обвиняемых были даже членами компартии. Предводителя “как активного бандита” приговорили “к высшему наказанию - расстрелу”, другой совершеннолетний, значившийся в газетном материале как “менее активный и менее сознательный”, получил “арест в доме общественных принудительных работ до окончания Гражданской войны, не применяя к нему амнистии”, в то время как двое несовершеннолетних из этой “шайки”, среди них Колос, были переданы местной комиссии27.

27 Суд над бандитами // Бiльшовик. - 1920. - № 103. - 20.10. - С.2.

В списке воспитанников колонии, составленном Макаренко в сентябре 1922 г., о спасенном Иване Колосе (род. 9 января 1903 г.) сказано, что он был направлен туда за “политический бандитизм”. “Политическими бандитами” тогда назывались члены национальных группировок, которые боролись против Советской власти. “Политический бандитизм” или “подозрение в шпионаже”, то есть политическое преступление, были отмечены в списке Макаренко у 13 из 68 воспитанников как причина для направления в колонию им. М. Горького - то есть у почти 20%28.

28 ЦГАВО Ухр., 166-2-1687, лл.89-93 (здесь -л.90).

4. Принцип “сожженной биографии”

Как выражение особой тактичности по отношению к направляемым в колонию подросткам Макаренко применил - в ярко выраженном противоречии с медико-психологическим образом мышления своего времени - принцип “сожженной биографии”, “полнейшее игнорирование прошлого и тем более прошлых преступлений”29.

29 СС Т.З. - Штуттгарт, 1982. - С.228.

При этом сам он был полностью проинформирован о прежней жизни колонистов даже когда, повторяясь, утверждал, что просил свое начальство не присылать ему больше “дел” (из этого немецкий ученый Херман Гизеке сделал ошибочное заключение, что прошлое воспитанников его вообще не интересует - “так как из него нельзя извлечь никаких выводов”30).

30 Giesecke. - С.315.

На основании “дел” и личных наблюдений “завкол” делал записи о колонистах, которые не только для них, но также и для его сотрудников оставались табу. “Осведомленным о прошлом воспитанников наряду с ними был только сам Макаренко”, - так сформулировала это западнонемецкий макаренковед Изабелла Рюттенауэр на первом международном макаренковедческом симпозиуме во Флото/ФРГ (1966 г.)31.

31 Ruttenauer I. Zu einigen neueren sowjetischen Arbeiten uber Makarenko. В сб.: Makarenko-Symposion Vlotho 1966. Protokoll des von der Forschungsstelle fur Vergleichende Erziehungswisseschaft vom 17. bis 20. Februar 1966 im Gesamteuropaischen Studienwerk e.V. Vlotho / Weser veranstalteten intenationalen Symposions uber A.S. Makarenko. Red.: L. Froese, B. Giesubel, G. Hillig. - Marburg / Lahn, 1966 (ссылки на: Makareiiko-Symposion). - С.95-115 (здесь - с. 107-108).

Решающим для него было то, что подростков не занимало больше их прошлое, и они не хвастались между собой своими “подвигами”. Они должны были освободиться от фиксации на своей предыдущей жизни, которая мешала их непринужденному общению друг с другом, блокировала их развитие и закрывала для них будущее. Их энергию следовало направлять в плодотворное русло32.

32 См.: Makarenko-Padagogik 4. - С. 15.

Вместо вчерашних интересов пришли завтрашние заботы.

В коммуне им. Ф.Э. Дзержинского грязная и завшивленная одежда беспризорников при их поступлении торжественно сжига-

--

“ПостМетодика”, 2003,2, с.11

лась, что Макаренко позже символически интерпретировал как “оставление прошлого”. Правда, при этом здесь имелась в виду и санитарно-гигиеническая акция33.

33 См.: Hulig G., Weitz S. “Hicht daruber sprechen!”. Eine padagogische Maxime A.S. Makarenkos. В сб.: Makarenko-Materialien 1. - Marburg, 1969. - C.83-90 (здесь - c.90).

Как уверял прежний политрук Л.Т. Коваль, в намного более бедной колонии им. М. Горького подобное нельзя было себе позволить34.

34 Л.Т. Коваль в беседе с автором (1990 г.).

Макаренко не выделял особо никакого метода для преодоления беспризорности и асоциального поведения, кроме коррекции характера. Она же должна, если это возможно, происходить не постепенно, а одномоментно, в форме потрясения в присутствии всех воспитанников, благодаря чему и добиваются “сильного впечатления”, - так, по меньшей мере, гласят макаренковские “выводы из моего педагогического опыта” в докладах московского периода. Такого рода “взрывы”, которые поднимают на максимальную высоту конфликт между индивидуумом и коллективом, Макаренко в колонии им. М. Горького неоднократно инсценировал с направленностью как против одной личности, так и против целых групп: знаменитое “завоевание Куряжа” в 1926 году - полностью погрязшая в беспризорности детская коммуна из 280 воспитанников взята простым “поглаживанием” 120 дисциплинированных “горьковцев”.

Малолетние правонарушители слыли в Советских республиках еще до начала 20-х годов “морально-дефективными”. Наряду с ними различались также физически дефективные и психически-дефективные. Полтавская колония вначале была определена НКП УССР как “Основной детский дом для морально-дефективных № 7”.

В соответствии с макаренковским пониманием беспризорности и преступности все же не сами воспитанники являются “дефективными”, а обстоятельства, в которых они живут. Предвидя подход “labelling approach” (навешивание ярлыков)35

35 См.: Winkler M. Anton Makarenko (1888 -1939). В сб.: Lebensbilder bedeutender Heilpadagoginnen und Heilpadagogen im 20. Jahrhundert. Hrsg. v. M. Buchka, R. Grimm u. F. Klein. - Munchen, 2000. - С.203-239 (ссылки на: Winklr) (здесь- c.208).
,

педагог понял, что выражения типа “дефективные”, “беспризорные”, “правонарушители” или “несовершеннолетние” остаются клеймом, и поэтому настоятельно требовал “полного отказа” от них в официальной переписке36.

36 Макаренко А.С. Педагогические сочинения в 8-и томах (ссылка на: ПС). T.1. M. 1983. - C.38, 44.

Поэтому не удивительно, что не позднее лета 1922 г. руководимое им учреждение Макаренко назвал “трудовая колония им. М. Горького”.

Кроме глубокого уважения Макаренко к личности Горького и высокой оценки, которую он давал творчеству писателя, определяющую роль для присвоения трудколонии его имени, без всякого сомнения, сыграло и то обстоятельство, что по соседству с ней, в Трибах, находилась другая колония, основанная еще при “белых” (ноябрь 1919 г.) и в 1921 году названная именем писателя В.Г. Короленко.

5. Максим Горький - шеф колонии

Владимир Короленко и Максим Горький были очень известны в то время. Многое их объединяло и в жизни, особенно в общественно-политической деятельности. Благодаря длительным путешествиям по просторам России они непонаслышке знали о проблемах безнадзорных и беспризорных детей. Они страстно вступались за преследуемых по политическим мотивам, а уже после октябрьского переворота Короленко, старший по возрасту, с 1900 года и до своей смерти жил в Полтаве, переписывался с Наркомом просвещения РСФСР А.В. Луначарским, который был уроженцем этого города, выступая за спасение интеллигенции. Горький, живший в Петрограде, тогдашней столице Советской России, критиковал в издаваемой им в 1917-1918 гг. газете “Новая жизнь” политику большевиков, спорил с Лениным и в 1921 году уехал в эмиграцию в Германию. Он уже находился за границей, когда Макаренко, для которого Горький был любимым писателем и примером в жизни, решил назвать свою колонию его именем. В 1925 году - тогда же “завкол”, а также воспитанники, начали переписку с “шефом”, живущим в Италии - полтавское партийно-комсомольское руководство

--

“ПостМетодика”, 2003,2, с.12

стремилось убрать имя эмигранта из названия трудколонии. Как вспоминал политрук колонии Л.Т. Коваль37

37 В беседе с Н.Н. Оксой (1985г.).
,

секретарь окружного комитета комсомола настаивал на переименовании учреждения именем Ленина или Бухарина. Макаренко решительно выступал против такого “перекрещивания”. Ленина к тому времени уже не было в живых и с его именем, таким образом, проблем не возникало, а вот в случае с Бухариным, который позже, как известно, стал жертвой террора, “завкол” (а вместе с ним и советское макаренковедение) попал бы из огня да в полымя...

Горький, являвшийся большим примером и для воспитанников колонии, в 1927 году “решил” проблемы с большевиками и отныне считался “выдающимся советским писателем”. На лето следующего года он впервые приехал на свою родину и посетил также названную его именем колонию в Куряже и “Дзержинку”. Несмотря на это, он опасался оказаться использованным властями в политических целях, а при встречах и разговорах во время этой поездки узнать не полную истину. Так в ноябре 1927 г. в письме к замредактору “Правды” И.И. Скворцову-Степанову он шутливо выразился что, пожалуй, лучше всего было бы отправиться в поездку инкогнито - “при помощи ринопластики сделать себе римский нос и выкрасить усы в какой-нибудь необыкновенный, - например: голубой цвет”38.

38 Центральный гос. архив социально-политической истории (М.), 75-1-140, л.1.

Это письмо, в котором Горький прежде всего предостерегает от “шумихи” вокруг его личности, хранится в бывшем Центральном партийном архиве в Москве. Документ носит пометку “Секретно” и находится в спецфонде этого архива, который до “августовского путча” (1991 г.) - под грифом “На секретное хранение, не выдавать” - был недоступным и для советских ученых.

6. Принципы коллективного воспитания

Макаренко считается представителем коллективного воспитания, которое под педагогическим руководством проводится в группах детей и подростков, В “Методике организации воспитательного процесса” (1935 г.) автор в первый раз употребил термин “параллельное педагогическое действие”. В 1938 году в одной из своих лекций перед ведущими сотрудниками Наркомпроса РСФСР он говорил о “логике параллельного педагогического действия” и разъяснил это следующим образом: “Что такое параллельное педагогическое действие? Мы имеем дело только с отрядом. Мы с личностью не имеем дела. Такова официальная формулировка. В сущности, это есть форма воздействия именно на личность, но формулировка идет параллельно сущности. На самом деле мы имеем дело с личностью, но утверждаем, что до личности нам нет никакого дела”39.

39 ПС. Т.4. - М, 1984. - С. 165.

Уже в 1932 году Макаренко в воинствующей статье “Педагоги пожимают плечами”, которую западнонемецкий ученый Вольфганг Зюнкель причислил к его “главным и теоретически значимым текстам”40

40 Sunkel - С.217.
,

писал: “Прежде всего мы отстраняем воспитательную работу специально над отдельным лицом, над пресловутым “ребенком”, составляющим заботу педагогики... Объектом нашего воспитания мы считаем целый коллектив и по адресу коллектива направляем организованное педагогическое влияние.... Коллектив является воспитателем личности”41.

41 ПС. T.1.- M, 1983. С.139

А еще более остро Макаренко сформулировал это год спустя в своем - не менее “теоретически значимом”, но при его жизни опубликованном лишь на украинском языке - тексте “На педагогических ухабах”: “Советская педагогика должна иметь совершенно новую логику: от коллектива к личности. Объектом советского воспитания может быть только целый коллектив. Только воспитывая коллектив, мы можем рассчитывать, что найдем такую форму его организации, при которой отдельная личность будет и наиболее дисциплинирована, и наиболее свободна”42.

42 ПС Т.З. - М, 1984. - С.457.

Формулировкой “от коллектива к личности” Макаренко косвенно ответил своей именитой оппонентке Н.К. Крупской, которая в 1928 и 1930

--

“ПостМетодика”, 2003,2, с.13

годах в двух статьях, опубликованных в авторитетном журнале “На путях к новой школе”, а позже не включенных в собрание ее Педагогических сочинений, подчеркнула, что наступает время в быту, а также и в воспитании идти “от личности к коллективу”43.

43 См.: Makarenko-Symposion. - С. 43.

Из высказываний бывших “горьковцев” и “дзержинцев” советский историк педагогики Г.Е. Жураковский в своей книге “Педагогические идеи А.С. Макаренко” (М., 1963) сделал вывод, что секрет его успеха состоит больше в индивидуальном подходе к питомцам, чем в построении детского коллектива44.

44 См.: там же. - С 109-110.

У Макаренко речь идет, в целом, о личности, о внимании к ее индивидуальным особенностям, способностям и склонностям - правда, о личности как общественном существе, реализующем себя через связь с обществом, и, в соответствии с этим, о его воспитании как “коллективиста”, человека, который может жить коллективно. “Завкол” преследовал конкретную прагматическую цель: подготовить вчерашних “карманников” и прочих правонарушителей к самостоятельной честной жизни в сложных социально-экономических условиях 20-х годов. Так, в письме в Главсоцвос НКП УССР от 4 мая 1924 г., где Макаренко отстаивает необходимость наличия карманных денег у колонистов, можно прочесть следующее: “До тех пор, пока мы выпускаем воспитанника в общество, основанное на индивидуальном бюджете, мы не имеем права не давать воспитаннику соответствующих навыков. В то же время право личности на выбор в удовлетворении ближайших потребностей не оспаривается ни одним положением социализма и не противоречит общим принципам советской системы воспитания. Так или иначе переход воспитанника из колонии, где все его потребности удовлетворяются по коммунальному плану в условиях, где ни одна потребность таким способом не удовлетворяется, представляет значительную опасность”45.

45 ЦГАВО Укр., 166-4-349. лл.9-10.

Впрочем, цитированный ранее неизвестный документ открывает новый взгляд на генезис макаренковского понимания воспитательного процесса.

Представление о термине “коллективное воспитание” у Макаренко заключается не в “воспитании в коллективе, через коллектив, для коллектива”, - как когда-то сформулировал известный харьковский педолог и исследователь детского коллектива А.С. Залужный, а в 40-е годы (после его исключения из научных кругов, осуждения и расстрела) пропагандисты Макаренко приписали ему. Возникший позже у западных (а между тем также и у постсоветских) интерпретаторов упрек в том, что классик педагогики якобы слишком мало внимания уделял индивидуальности своих воспитанников, сознательно принося личность “в жертву коллективу”, отчасти основан на искаженной передаче соответствующих высказываний в первых собраниях его произведений, вышедших еще в сталинскую эпоху. Из-за этого создалось впечатление о том, что Макаренко выступал за обязательное подчинение личности воле коллектива и предпочтение интересов коллектива интересам личности. Так, его высказывание на одной из лекций в московском Наркомпросе в 1938 году - “Мы утверждаем, что интересы коллектива стоят выше интересов личности там, где личность выступает против интересов коллектива”, сначала было сокращено следующим образом: “Мы утверждаем, что интересы коллектива стоят выше интересов личности”46.

46 См.: Хиллиг Г. Святой Макаренко. К изданию произведений А. С. Макаренко Академией педагогических наук РСФСР/СССР (1950-1983 гг.). - Марбург, 1984. - С. 46.

И в этом фальсифицированном виде цитата вошла в международную макаренковедческую литературу.

Путь к определению несущего идеологическую нагрузку понятия коллектива был указан В. Зюнкелем. Уже в своей первой макаренковедческой публикации (1965 г.) он предостерегал от того, чтобы “исходить из проблемы соотношения личности и общества в качестве центральной проблемы интерпретации и критики понимания Макаренко” - тем самым “предотвратив подход к этому представлению о воспитании”. Ученый определял макаренковский коллектив как “воспитательно спланированную и ответственную систему социальных отношений..., которая - под руководством воспитателя

--

“ПостМетодика”, 2003,2, с.14

- делает возможным возникновение, разыгрывание и объективизированное разрешение социальных конфликтов.... Таким образом, коллектив не должен восприниматься как отдельная сущность и противопоставляться личности, его следует понимать скорее как особую структуру отношений между личностями”47.

47 Sunkel- С. 159.

А четверть века спустя В. Зюнкель формулирует: “Коллектив - это форма жизни, в которой происходит воспитание.... он является структурой, устройством или построением социальных отношений воспитанников между собой, воспитанников с воспитателями, а также воспитателей между собой. Чем более многосторонни эти отношения и чем сложнее их структура, тем лучше - более педагогически дееспособен коллектив”48.

48 Там же. - С.202.

По мнению швейцарского ученого Иво Нецеля, который указывает на